Начну статью с того, что тема алкогольной зависимости, как и другой химической, по многим моментам схожа с темой инцеста и насилия в семье. Она покрыта молчанием, беспомощностью и безнадежностью. Эта тема также недоступна к обсуждению с другими, в ней также сложно найти понимание и поддержку во внешней среде. Боль, стыд и бесконечное чувство вины сопровождают большинство взрослых детей алкоголиков всю их жизнь. Разберем, почему так происходит и как помочь себе или своим близким.
В своей работе я собрала достаточно материала, чтобы описать обобщенное состояние ребенка подрастающего в семье алкоголиков. Словосочетание «Семья алкоголиков» используется для определения семьи, в которой хотя бы один родитель имеет алкогольную зависимость. В статье будут приведены примеры, которые были взяты из анонимных интервью или при работе с моими пациентами с их согласия. Без использования конкретных биографических данных.
Важно принять факт того, что эти состояния и чувства могут быть вытеснены, подавляться, смещаться и не проживаться. В этом и есть сложность. Защитные механизмы психики прячут их от осознания и прямой разрядки, так как последний процесс болезнен и тяжело переживаем. Все семьи и ситуации уникальны и неповторимы. Моя статья может иметь или не иметь совпадений с каждым отдельным случаем.
Что испытывает ребенок
Можно предположить, что самоощущение, тяжесть состояния, глубина чувств ребенка будет зависеть от: состава семьи; зависимости обоих или одного родителя; наличия других значимых зависимых или нет взрослых; уровнем достатка семьи; социальной активности/включенности родителей; открытостью семьи как системы; включенностью в социум ребенка; возрастом, в котором он столкнулся с алкогольной зависимостью родителей; тяжести ситуаций и последствий влияния алкоголя на репутацию семьи; поведение родителей и состав их отношений; проявление насилия по отношению к ребенку и друг другу.
- Чувство стыда
Доминирующее, пропитывающее все существо маленького, а затем взрослого человека, чувство. Базирующееся на страхе наказания, уничтожения.
Ребенок ощущает себя частью семьи и своих родителей. Их продолжением. И в них он видит себя, как в отражении зеркала. В отношении к родителям окружающих, в их взглядах на них, в их оценке он ощущает отношение к себе общества и мира в целом. В таком случае представьте на минуту, как может ощущать себя ребенок, который видит лежащую на полу пьяную без сознания мать или отца в грязной одежде или без одежды. Который не реагирует ни на свет, ни на звук, его невозможно поднять, перенести, он обмочился на этом же месте. Запах перегара, грязного тела, белья, рвотной массы. И во всем этом ребенок находится регулярно. Вдумайтесь, какая сила воли позволяет этому маленькому еще совсем человеку жить и развиваться дальше в своем существе. Вдумайтесь, он ощущает себя как неотъемлемую часть этих людей. Он ощущает, что к нему испытывают те же чувства, что он испытывает к своему родителю. Отвращение, брезгливость, агрессию.
Как оно проявляется?
В постоянном ощущении несоответствия нормам общественной морали, ощущении порицания обществом (и конкретными людьми) поступков и мыслей человека, его стремлений, выражений. На физиологическом уровне чувство стыда проявляется в виде покраснения или побледнения преимущественно щек, шеи, других кожных покровов, повышенного потоотделения, снижения давления, вплоть до потери сознания. Но у детей алкоголиков это чувство фоновое, зачастую оно не ярко выражено в повседневной жизни, социально адаптировано. Проявляется в сложности коммуникаций с другими людьми, особенно с влиятельными фигурами. Так как человек ощущает собственную ничтожность и испорченность. Словно он обманывает всех вокруг своим существованием. Его словно не должно быть вообще здесь, в этом обществе прекрасных и талантливых людей. Он по-настоящему не достоин ничего хорошо, он обманщик и лжец. «Грязный лишайный бездомный пес решивший подбежать к породистой собаке с хозяином».
Примеры: мальчик жил вместе с мамой без отца. Мать регулярно выпивала до бессознательного состояния. До такого состояния, что не слышала, когда ребенок возвращался из школы или с прогулки. Иногда она закрывала дверь на щеколду, и мальчик не мог попасть домой. Соседи жалостливо смотрели на него, иногда кормили, иногда приглашали к себе. Он всегда ощущал, что то, что происходит не нормально и он не нормальный. То, что он видел в поведении матери, было отвратительно, омерзительно и страшно. Она не следила за собой, выглядела очень неопрятно, с отекшим лицом, синяками от ударов. Регулярно общалась с такими же мужчинами. С ней было стыдно идти по улице, он ощущал взгляды на нее других людей. И принимал их на себя. Вся школа знала о том, что он из неблагополучной семьи и кроме одноклассников ему об этом напоминали учителя. Однажды он пришел со школы, было ему 12 лет, и увидел, как мать лежит голая без сознания и с ней совокупляется неизвестный мужчина, а точнее, пользуется ее состоянием. Чувства, которые мог испытать ребенок, сложно передать словами. Где тот момент, когда ребенок способен осознать себя отдельным человеком, не имеющим отношение к происходящему?
- Чувство вины
Перманентное чувство тотальной ответственности за все происходящее в своей жизни и жизни близких людей. Этот ребенок чувствует, что от него зависит все вокруг. Он виноват во всем. В том, что родители ругаются, в том, что его мать или отец несчастны. Вина формируется, как следствие сожаления о содеянном или не содеянном. «Я постоянно делаю что-то не так», «я должен все исправить».
Как оно проявляется? Что бы ни происходило, человек ощущает, что он заведомо виноват. Он ощущает собственную несостоятельность, неспособность что-то сделать хорошо. В отношениях взрослая уже женщина будет ощущать, что она недостойна хорошего к себе отношения, не достойна качественного партнера, не достойна карьерных высот, больших доходов. Что она изначально уже ведет себя не правильно, говорит не правильно, мыслит не правильно. В своем восприятии себя. Конечно, в реальном плане в большинстве случаев поведение этой женщины, скорее всего, будет гиперкомпенсирующим. Она будет стараться максимально соответствовать ожиданиям других людей, вести себя очень вежливо, обходительно, принимать выгодные для других формы и содержания. Такие люди очень ответственны и становятся зачастую трудоголиками. Они очень остро реагируют на критику, потому как сразу включается глубокое ощущение, что они в принципе не должны жить, что своим существованием они все вокруг разрушают.
Если взять за основу психодинамическую модель психики, в которой за мораль отвечает Супер-Эго, то Супер-Эго ребенка, подрастающего в семье алкоголика, будет максимально жестоким. Наказующим и не признающим. Возведенным из идеальных идеалов. Это собирательный образ всех значимых фигур в жизни ребенка со своим уникальным синергетическим эффектом.
Пример. Женщина растила двух детей одна. Жили они в однокомнатной квартире. Она пила запоями. Регулярно уходила в запои с вечера пятницы и до утра понедельника. В состоянии алкогольного опьянения она становилась агрессивной и неуправляемой. Кричала, сама с собой вела диалоги, скандалила, сожалела о том, что родила «проститутку» и «мудака», потом ложилась на диван и «умирала». Ей было плохо, она просила детей вызвать ей скорую помощь и спасти ее. Утром в состоянии похмелья она шла в магазин в том, в чем вчера отсыпалась. Соседи, одноклассники, ребята со двора, все видели ее состояние, дети это знали. Что могли испытывать дети? Какие чувства? Злость и агрессию, желание убить эту женщину, отказаться от идентификации с ней. Но она же мать?! Разве допустимо желать смерти родной матери, которая подарила тебе жизнь, которая тебя кормит и растит? Наше Супер-Эго напомнит о том, что мы должны быть за него наказаны. Формируется вина за желание уничтожить пьяную мать. Это один короткий пример.
Другой яркий пример, когда мать страдала от побоев отца-алкоголика, «тянула» всю семью на себе, но не уходила от него. И жила она «ради того, чтобы у вас был отец». Со слезами на глазах и синяками на лице она говорила из любви к дочерям: все терплю ради вас, мои милые, чтобы вы с отцом росли. Иногда отец бил и детей. «Но он все-таки родной отец. Все лучше, чем никакого». Что может испытывать ребенок? Мать страдает из-за него. Он виноват и обязан ей пожизненно. Он получает побои от отца, значит, он что-то сделал не так. Что? Не ясно. Но в чем-то он точно виноват. Ведь отец не будет бить его просто так. Он же любит его. Все только по делу и в воспитательных целях.
- Тотальная безнадежность и беспомощность
Некуда бежать, некому сказать. Мольбы и просьбы бесполезны. Угрозы, уходы из дома, голодовки, прогулы школы и даже демонстративные попытки суицида, которые, к сожалению, иногда заканчиваются реальными трагедиями, не возвращают их родителям трезвый образ жизни. Ощущение, что ничто и никто не способен изменить положение вещей. Стыд, страх, бессилие, отсутствие веры в себя и свои силы. Ребенок, сталкивается с невозможностью себя защитить от семейной токсичной среды. Бесперспективность, необъятная тоска.
- Ощущение собственной испорченности, грязи
Как я уже писала, ребенок ощущает себя частью пространства, в котором развивается. Часто на консультациях встречается определение внешней среды, в которой человек рос, как грязной. И ощущение себя, как грязного и зловонного. В реальной жизни может происходить компенсация. Человек, например, становится очень опрятным, иногда даже чрезмерно следит за собой и состоянием своей одежды, чаще принятого может принимать душ. Особенность будет заключаться в том, что стоит ему испачкать одежду, оказаться в ситуации при которой его внешний вид или запах будут не соответствовать идеальным (в его представлении) как сразу же начнет повышаться уровень тревоги до панического. Возникает фантазия, что растрепанная прическа или случайная капля масла на рубашке открывают миру весь его опыт прошлого.
- Амбивалентность чувственной сферы
Любит- не любит. К сердцу прижмет- на …. пошлет. Ну или так: трезвый придет – на … пошлет. Никогда не понятно чего ожидать от родителя. Среда, в которой растет ребенок, непредсказуема и амбивалентна. То его любят (в том смысле, как это можно чувствовать, будучи ребенком), то его не любят. Но мама, например, одна. Она же не может быть одновременно любящей и нелюбящей?! Но если она в алкогольном опьянении ударила ребенка или уронила, то она в этот момент воспринимается им, как агрессивная, опасная и нелюбящая. А на следующий день она отвезла его к врачу, купила конфет, попросила прощения, лежала рядом с ним в больнице. И она была любящей. Разве такая мама, как та, что лежит в больнице с ребенком могла его вчера ударить? Нет. Это была другая мама. Получается у ребенка две мамы в его психическом. Одна расщеплена на две. В теории объектных отношений Мелани Клейн подобное расщепление является нормальным этапом психического развития младенца, который потом сменяется более зрелым. Но если амбивалентность повторяется и в детском и подростковом возрасте, то расщепление как защитный механизм закрепляется в психическом аппарате. И тогда уже взрослый человек сталкивается с тем, что не способен воспринимать другие субъекты целостно. А вступает в отношения только с их частями. И взаимодействует с ними по очереди или выборочно.
- Агрессия и злость
Очевидно, что физическая сила ребенка и родителя не сопоставимы. Но, чтобы ее проявить, нужно преодолеть огромный страх разрушения родителя и самого себя. Ведь в психическом ребенка родитель- это создатель. Это и есть мир. Это Бог. В тестовом режиме каждый маленький ребенок проверяет границы и последствия своей агрессии. Однако, если она постоянная, накопленная, заряженная, если она не находит выхода (так как до адресата невозможно достучаться цивилизованными способами), то она переживается как злокачественная, разрушительная. Агрессия и злость подавляются, вытесняются или отрицаются. Вернемся к примеру выше. Любящую мать страшно разрушить своей злостью. Психике приходится ее прятать. Глубоко и надолго. Но и нелюбящую страшно. Ведь она носит часть любящей. Если добавить то, что ребенок обладает магическим мышлением и ощущением всемогущества и одновременно ничтожества, то возникает фантазия, что он способен даже просто наличием злости покалечить мать. А так, как мать также всемогущественна и вездесуща, то если она об этом узнает- уничтожит его первая. Вот такая игра психических фантазмов. Страх убить питающую среду и быть убитым за обнаруженное желание убить. Агрессия направляется на себя, так как в себе есть часть этой матери. А реальный объект остается во внешнем мире нетронутым.
- Страх перед другими людьми, ощущение собственной несостоятельности
Алкогольная зависимость родителей – это форма психологического насилия над ребенком. Которому он не может сопротивляться. Он вынужден принять свою беспомощность перед насильником. Ребенок вынужден находиться в одном пространстве с родителем, вступать с ним в коммуникации, так как полностью зависим от него. Его выживание зависит от того насколько он будет быстро адаптироваться к настроению сегодня своего пьяного отца, сможет ли он соответствовать его ожиданиям. Часто к психологическому насилию присоединяется и физическое. Ребенок не способен себя защитить, и принимает свою ничтожность перед авторитетными взрослыми. Он вырастет, но другие люди будут все также иметь над ним власть в его психическом пространстве.
- Страх ответственности
Страх ответственности может проявляться в разных сферах жизни. В карьере, в семейных отношениях, в личном саморазвитии и самопроявлении. Взрослый человек может себя обеспечивать, иметь романтические отношения или семью, но принять то, что он творец своей жизни и ее качества, ему очень сложно. Его жизнь в детстве была неуправляема, непредсказуема и мало зависела от него. В бессознательном нет времени. Принять то, что я ответственен за свою жизнь сейчас означает, что я был ответственен за нее и в детстве. То есть все, что со мной происходило, все, что я пережил, было подвластно мне. Конечно, это не так. Важно передать ответственность за тот период жизни родителям, отделить фигуры родителей от себя, обозначить себя и свои границы.
Родители, семья – это мир ребенка. Для него семья отражает весь мир в целом, отношение к нему, его принятие, его ценность и значимость. Это среда от которой зависит его выживание в прямо смысле слова. Ребенок не может себя прокормить, одеть, дать себе самостоятельно образование. Если он не значим для первоначального мира, то кому он нужен в глобальном масштабе? Куда бежать? У кого просить помощи? А как оставить родителей? Ведь они все же любят его. Он другой любви и другого отношения к себе не знает. Да и общество не такое уж безобидное и принимающее, а иногда и безжалостно «добивающее».
Я испытываю глубокое уважение к тем, кому удалось выстроить благополучную жизнь. Тем, кто смог, не смотря на то, что пережил, построить свою семью, карьеру, смог реализовать свой потенциал или стремится к этому. Это огромная работа над собой и колоссальные усилия воли.
Открыт набор в группу психологической поддержки для взрослых людей, которые в детстве столкнулись с деструктивным поведением родителей с алкогольной или наркотической зависимостью. В групповом пространстве есть уникальная возможность поделиться своей историей, переживаниями и чувствами в безопасной принимающей атмосфере.
Для записи можно позвонить по телефону + 7 960 486 75 80 или написать в WA.
Перед вступлением в группу все участники проходят диагностическое интервью. Обязательным условием является согласие на сохранение конфиденциальности групповых встреч и участие с использованием видеокамеры, запрет на аудио и видеозапись встреч. Участие без видеоизображения не допускается.
Стоимость участия – 1000 рублей, продолжительность встреч 1 час 30 минут
Периодичность – 1 раз в неделю
Группа закрытого типа. После ее формирования вход нового участника возможен только по согласованию с действующей группой.